Зимние холода остались позади, еще чуть-чуть и природа снова оживет. Так и у людей: они отпускают все плохое, все темные мысли и обиды, в их душе снова оживает надежда и светлые чувства, они снова полны сил и энергии, чтобы продолжать творить добрые дела.
Каждый день масленицы имеет свое название и за каждым закреплены определенные действия и правила поведения.
Понедельник – «встреча»
В этот день из соломы делали чучело Масленицы, достраивали горы, качели, балаганы. Те, кто побогаче, начинали печь блины (бедные – с четверга или пятницы). Первый блин отдавался нищим, чтоб помянуть усопших.
Вторник – «заигрыш»
С этого дня начинались игры и развлечения: катания на санях, народные гулянья, представления. Девицы и молодцы ходили в гости. Гостей встречали у ворот. После угощения молодежь отпускали покататься на горы, где братцы высматривали невест, а сестрицы поглядывали украдкой на суженых. Вообще, все масленичные забавы и потехи сводились по сути к сватовству.
Среда – «лакомка»
Во всех домах угощали блинами и другими яствами. В каждой семье накрывали столы с вкусной едой, пекли блины, в деревнях в складчину варили пиво. Повсюду появлялись театры, торговые палатки. В них продавались горячие сбитни (напитки из воды, меда и пряностей), каленые орехи, медовые пряники. Здесь же, прямо под открытым небом, из кипящего самовара можно было выпить чаю. В этот день зять приходил «к теще на блины». Помимо зятя теща приглашала и других гостей. Считалось, что в Масленицу, а особенно на «лакомку», нужно есть столько, сколько душе угодно, или, как говорили в народе, «сколько раз собака хвостом махнет».
Четверг – «разгуляй», «широкий четверг»
Начинался широкий разгул: карнавалы, катание по улицам, кулачные бои. Масленичные кулачные бои имели свои правила. Нельзя было, например, бить лежачего («лежачего не бьют»), вдвоем нападать на одного («двое дерутся – третий не лезь»), бить ниже пояса или бить по затылку. За нарушение этих правил грозило наказание. Биться можно было «стенка на стенку» или «один на один». Велись и «охотницкие» бои для знатоков, любителей таких поединков.
Пятница – «тещины вечера», «тещины вечерки»
Зятья угощали матерей своих жен блинами да сладостями. Приглашения бывали разные: почетные – когда теща со всей своей родней приглашалась к праздничному обеду, или простые – на ужин. Накануне вечером зять должен был лично пригласить тещу, а утром прислать за ней специальных парадных «позываток». Чем больше оказывалось «званых», тем больше оказывалось теще почестей. Поэтому и говорили, что «у тещи зятек – любимый сынок». Званая теща (существовал и такой обычай) обязана была прислать с вечера все необходимое для печения блинов: сковороду, половник и пр., а тесть посылал мешок гречневой крупы и коровье масло. Неуважение зятя к этому событию считалось бесчестием и обидой, и было поводом к вечной вражде между ним и тещей.
Суббота – «золовкины посиделки»
Золовка – сестра мужа. В субботу молодая невестка приглашала родных мужа к себе в гости. Новобрачная невестка должна была подарить золовке какой-нибудь подарок.
Воскресенье – «прощеный день», «проводы»
Родственники и друзья ходили друг к другу не праздновать, а с «повинением», просили прощения за причиненные обиды. При встрече (порой даже с незнакомым человеком) полагалось остановиться и с троекратными поклонами и «слезными словами» испросить взаимного прощения: «Прости меня, в чем я виноват или согрешил перед тобой». «Да простит тебя Бог, и я прощаю», – отвечал собеседник, после чего в знак примирения нужно было поцеловаться.
Прощались с Масленицей в первый день Поста – Чистый понедельник, который считали днем очищения от греха и скоромной пищи. Мужчины обычно «полоскали зубы» – пили водку, якобы для того, чтобы выполоскать изо рта остатки скоромного; в некоторых местах для «вытряхивания блинов» устраивали кулачные бои и т.п. В этот день обязательно мылись в бане, а женщины мыли посуду и «парили» молочную утварь, очищая ее от жира и остатков скоромного.