Далеко не каждый строитель знает, что такое мотобур. Чего уж там говорить о простных смертных. Что же это за устройство? И для чего нужен мотобур? Как его правильно его выбрать и как пользоваться?
В этой статье мы постараемся ответить на все вопросы, расскажем об устройстве и принципе работы мотобура и его элементах. Надеемся, что эта информация будет ценной для вас, и поможет сделать правильный выбор. Ведь при работе только с качественным инструментом, все дело спорится. Ну, начнем по порядку.
Мотобур — это инструмент, при помощи которого можно не прилагая ручного труда произвести различные виды земляных работ. Таких как:
Мотобур (от слов «мото», что означает мотор, и «бурить») — моторизованный аппарат, способный пробивать не только землю, но и иные различные поверхности или материалы. На самом деле это инструмент, внутри корпусной рамы которого установлен двигатель внутреннего сгорания, с 2-х или 4-х тактным режимом работы.
Мотобур по-старинке еще называют бензобуром. Не будем подробно останавливаться на работе двигателя внутреннего сгорания. Скажем только, что они идентичны тем, что установлены в генераторах, мотопомпах, газонокосилках, триммерах, снегоуборщиках, бензопилах и в других бензоинструментах.
Преимущество мототехники заключается в свободе передвижения во время производства работ, электрический сетевой кабель не стесняет движения, для работы устройства нет потребности в электро сети. Рабочим элементом любого мотобура является винтовой режущий шнек, он по форме напоминает спираль. Именно он принимает крутящий момент от двигателя.
Мотобур будет крайне полезен для проведения как строительных так и садовых работ. Поэтому если вы заядлый дачник, стоит подумать о покупке такого устройства, ведь с помощью него вы сэкономите немало времени и сможете позволить себе больше отдыхать.
Опытные садоводы с помощью мотобура высаживают деревья, ставят заборы, отрывают колодцы; строители копают под фундамент котлованы; зимой мотобуром рыболовы сверлят лунки, а люди-«моржи» пробивают прорубь для купания и т. д. Так что, как видите, применений у этого инструмента масса.
На конце шнека мотобура находятся фрезы, предназначенные для срезания твердых слоев почвы и врезания вглубь, обеспечивая тем самым эффективное заглубление. Специально заточенные под определенным углом фрезы шнека способны пробивать не только твердую почву, но и зимний лед. Выбранный грунт из почвы, благодаря спиралевидной форме шнека поднимается и равномерно рассыпается вокруг.
Все шнеки мотобура по применению разделяют для работы с землей и льдом:
На некоторых аппаратах имеется дополнительное устройство для откидывания земли со шнека.
Все органы управления мотобуром вынесены на рукояти виде рычагов. На всех устройствах имеется стартер, кнопки блокиратор вращения, обратного шнекового хода, кнопки запуска/газа и аварийное выключение.
Если говорить о конструкции, то она выполнена из прочных материалов, все пластики с защитным покрытием от УФ излучения, для того чтобы избежать их преждевременного износа. В конструкцию бура входят:
Также на корпусе имеются демпфирующие прокладки и пружины, в целях снижения шума и вибрации и для более комфортной, безопасной и продолжительной работы. Защита от выхлопных газов осуществляется воздушными отражателями.
Для простоты запуска ДВС на некоторые модели на стартер установлена взводная пружина, помогающая при запуске прокрутить стартер на 50%. Вам не придется тянуть трос полностью, за вас это сделает так называемая «Система Легкий пуск» — нужно всего лишь дотянуть рывок в конце.
Основными расходными материалами для этого устройства являются:
Давайте рассмотрим их более предметно.
Используется для приготовления смеси, предотвращает двигатель мотобура от перегрева и истирания.
Это основной элемент, представляющий собой металлический стержень, насаженный и обваренный на винт спиралевидной формы, на конце которого установлена фреза/нож. Шнеки могут отличаться диаметром, а также способом крепления к двигателю.
Шнек принимает вращательное движение от двигателя. Форма шнека позволяет врезаться в землю и бурить ее, поднимая и отбрасывая ее в стороны.
При длительном неиспользовании устройства, на время хранения, шнек рекомендуется снимать с мотобура.
Для более глубокого вырывания земли, применяют специальное устройство в виде вставки от двигателя к шнеку (наращивания шнековой длины). Удлинитель шнека позволяет сделать яму большей глубины — от 250 до 1000 мм.
Именно они позволяют устройству срезать слой за слоем земли, направляя ее для движения на вверх. Заточенные ножи, в зависимости от их назначения, могут быть расположены под разным углом. Наибольший угол у ножей для срезания льда.
Ножи мотобура рекомендуется периодически затачивать в сервисе, ведь при столкновении с камнями и корнями они тупятся. Заточка является основным фактором в производительности шнека.
Снимаются и устанавливаются ножи достаточно просто, при помощи отвертки и ключей. Также рекомендуется иметь в запасе сменные ножи. Наличие нескольких шнеков позволит бесперебойно использовать устройство. Летом — в огороде и на стройке, а зимой — на рыбалке.
Она отвечает за воспламенение топливной смеси.
Замене подлежат свечи с нагаром, а также в случае отсутствия искры. В основном свечи приходится менять в результате применения некачественной топливной смеси (плохого бензина и масла). Производители мотобуров советуют применять только качественные составляющие смеси.
Канистры мотобуров могут быть как отдельными, так и совмещенными под разный тип топлива. В случае приготовления смеси, рекомендуется ее хранить в течении одного месяца, в дальнейшем качество смеси теряется, так как внутри канистры выпадает осадок (опасный как для топливной системы так и для двигателя).
Канистры следует покупать в специализированных магазинах. Они должны соответствовать требованиям пункта правил маркировки, использованию, хранению опасных грузов.
Они будут необходимы для снятия или установки шнека, ножей со шнека, для установки удлинителя, периодического ТО или визуального осмотра устройства. Во время эксплуатации мотобура ключи лучше хранить рядом с ним (например, в ящике для инструмента).
При эксплуатации мотобуров с небольшой мощностью (до 4 л/с и до 70 см глубиной, без удлинителя, и весом до 10 кг), с устройством справится и один человек. Однако, из-за соображений безопасности, мы советуем управлять мотобуром вдвоем, поскольку физическая форма у всех людей разная, и удержать дребезжащие 8-10 кг — не каждому под силу.
Если вы обратите внимание на дизайн мотобура, его специальной форме рукоятей, вам сразу станет понятно, что его разрабатывали для двух человек. Профессиональные тяжелые модели мотобуров с весом от 10 кг и мощностью от 4 л/с, с применением удлинителя, используют только в паре.
Если вы решили купить мотобур, мы рекомендуем обязательно прочитать правила пользования, и требования безопасности. Также не забудьте защитить свои глаза (защитными очками, от грязи и летящих камней), и уши (наушниками, мотор у мотобура довольно-таки шумный).