Чаще всего речь идет о том, чтобы научить шитью или вязанию. Это наиболее «полезные виды рукоделия». Вообще, нужны ли эти навыки современной женщине? Конечно же, нужны. Дают широкие возможности одевать себя и семью так, как хочется. Помогают сильно сэкономить на одежде. В особенности на детской. Могут быть возможным «запасным аэродромом». Немало молодых мам и молодых пенсионерок подрабатывают дома шитьем и вязанием. Мало ли как могут сложиться обстоятельства? Это великолепное хобби. Творческое, созидательное, красивое и полезное. Это не все аргументы «за», но и их достаточно. «Против» гораздо меньше. Но каждую ли девочку (девушку, женщину) можно этому научить? Почему, даже пройдя обязательные уроки домоводства в школе, одни с продолжают рукодельничать с наслаждением, а другие забывают о них сразу и навсегда?
Понять нужно следующее: 1. Шьют-вяжут только люди с определенным складом характера и наклонностями. Даже маленькие девочки делятся на тех, кто играет с готовой одетой куколкой, и тех, кто мигом отрезает для новой кукольной юбки кусок первой же приглянувшейся ткани. И потом, подрастая, одни разглядывают журналы и в голове у них «сколько стоит», а другие размышляют на тему «как сшить». Некоторые журналы мод, кстати, этот феномен учитывают и дают параллельно с инструкциями по шитью цены аналогичных готовых моделей.
Так вот, первую категорию обучать бесполезно. Это не хорошо и не плохо, просто это факт и все тут. А вторую, бывает, и обучать не надо – глядишь, они к 15 годам уже заказы принимают от одноклассниц. 2. Учить надо правильно. Очень важно соблюсти баланс между требовательностью и удовольствием. Нельзя девчонку заставлять бесконечно тренироваться на бросовых тряпочках, отрабатывая навыки. Это скучно и превращается в обязаловку. Надо позволить уже первые маленькие умения применить на практике. Та же юбочка для куклы подогреет интерес и тогда будет стимул двигаться дальше. С другой стороны, закрыть глаза можно только на мелкие недостатки и огрехи. Заметные ошибки нужно исправлять, даже если приходится переделывать работу несколько раз. Иначе «самопального» вида готовых вещей не избежать. 3. Как и в любом другом деле, огромное значение имеет личность учителя. Если та же учительница домоводства действительно хочет научить шитью, то уж точно придумает, что сшить вместо пресловутого ситцевого халата. Ну кто его носит сейчас, кому он нужен? Точно не девочкам-подросткам. 4. Есть мнение, что способности к рукоделию передаются через поколение. То есть не от матери к дочери, а от бабушки к внучке. Утверждение, конечно, спорное. Но если рассуждать логически… Мама обшивает дочку – зачем той напрягаться и учиться шитью? Возможно, это правильное объяснение. А может быть, и нет. Как ни странно, оглядевшись вокруг, действительно по своим знакомым видишь – это так.