Трудно не согласиться с тем, что детский сад – своеобразная модель взрослого общества: с правилами социального поведения, дисциплиной, выбором роли в обществе себе подобных. И если вы после долгих раздумий все же решили отдать малыша в детский сад, то в первую очередь стоит подумать о том, как помочь ему адаптироваться в совершенно новых для него условиях.
Адаптацию малыша к предстоящим изменениям в его жизни можно условно разделить на два этапа – моральная подготовка и непосредственно адаптация.
Этап первый – подготовительныйВот несколько простых рекомендаций, соблюдение которых поможет вашему малышу безболезненно пережить первый стрессовый период.
Нужно чаще ходить с ребенком в гости, особенно к тем, у кого есть дети.
Отдавать ребенка лучше в конце лета, за летний период ребенок привыкает к другим на детских площадках.
Полезно читать книжки, в которых изображены детские сады. По картинкам можно довольно просто и доступно, а главное наглядно рассказать, как в детском саду интересно и том, что там много игрушек, девочек, мальчиков. Но детей туда воспитательница берет только больших и хороших.
Проходя мимо детского сада – та же беседа. Ребенок, видя, как там резвятся дети, скорее всего, будет рваться туда. В этот момент мама, как бы, делает запрет: «Нет, пока нам туда нельзя». А запретный плод, как известно, сладок. Это должно ребенка заинтересовать.
Можно даже изобразить телефонный звонок воспитательнице, которая сказала, что ваш сын (дочка) очень хороший и взрослый, поэтому, так и быть, воспитательница разрешает прийти в гости в садик. А раз меня там ждут – ХОЧУ!!!
На первых порах можно хвалить, сказать, что «воспитательница довольна, скучает и ждет еще в гости, а вот Кате с соседнего подъезда не разрешают прийти, она еще маленькая».
К саду нужно постараться приблизить режим дня в семье к режиму сада.
Также нужно приучить ребенка к тому, чтобы оставлять его на часик – другой с бабушками. Это полезно и для матери тоже: можно посещать какие-либо курсы, танцы, бассейн.
Очень хороший эффект дает такой интересный прием: ребенку со всей возможной серьезностью объявляется: «Ах, плохо себя ведешь – значит в детский сад не пойдешь!». Родители не заставляют идти ребенка в детский сад, а, наоборот, методом от противного, наказывают его отсутствием вследствие плохого поведения. Это очень действенный метод, действует, как правило, безотказно. К сожалению, чаще бывает наоборот – родители говорят: «Быстрее б понедельник, в садик тебя надо, там тебя воспитают!» Ни в коем случае нельзя угрожать садом как наказанием за детское непослушание.
Адаптация пройдет намного легче, если к тому моменту, когда начнется посещение детского сада, ребенок научился пользоваться ложкой, самостоятельно пить из стакана и ходить на горшок.
Очень нежелательно отдавать ребенка в детский сад ребенка раньше двух лет. Ближе к этому возрасту, дети начинают разговаривать и могут в садике объяснить простые вещи, например, попросить пить. По приходу домой, ребенок может воспроизвести довольно разборчиво фразы воспитателей, с эмоциональной окраской, по которым иногда можно получить дополнительную информацию к размышлению, например, об уровне работы с детьми в группе.
Этап второй – адаптацияЧто могут сделать родители для того, чтобы вхождение в новую, для маленького человечка, среду, было наиболее постепенным, «сглаженным»? Приведем, как и в первой части, несколько нехитрых практических советов.
На что нужно обращать внимание, выбирая детский сад: на педагогический состав сада, доброжелательность воспитателей, каков уход за детьми. Часто родители стараются выбрать престижный сад, где переполнены группы, где воспитатель порой занят бумажной бюрократией, заинтересован только во внешней напыщенности, ему некогда заниматься ежедневной рутинной работой, его интересует результат. Но ведь маленький ребенок не видит, какой в саду ремонт и обои, для него важнее психологический комфорт и спокойствие, он видит игрушки, детей и воспитателя.
Отводя ребенка в сад, можно прихватить с собой какую-нибудь яркую игрушку, на этой почве завяжутся новые знакомства.
Когда вы вместе с ребенком пришли в детский сад (в первое время), можно немного посидеть с ребенком, но недолго, иначе ребенок привыкнет, что в детском саду с ним должна находиться мама, процесс адаптации затянется.
Уходя, никогда не сбегайте от ребенка, ребенок должен вам доверять. Иначе ребенок всегда будет в напряжении, а вечером, придя домой, схватится за мамин подол, боясь снова потерять свою маму. Можно сказать, что забыли слюнявчик, который вместе вчера купили в магазине, и что скоро придете.
Первое время оставлять нужно на 1,5–2 часа. Постепенно время увеличивать, в зависимости от степени привыкания.
Прощание с ребенком не затягивайте, делайте все без суеты, четко и уверенно. Хвалите малыша. В период адаптации нужно быть внимательными и чуткими.
Если ребенок тревожный, возбудимый, можно перед садом давать ребенку успокоительный травяной сбор, но только по рекомендации педиатра. А также накануне поступления в сад, не должна нервничать и сама мама, ребенок не должен заподозрить тревоги. Поэтому имеет место употреблять успокоительное не только малышу.
Можно поставить материальный стимул: «Ты пока ходи в сад, а я заработаю деньги и мы вместе пойдем в магазин, чтобы купить тебе игрушку».
Каждый день спрашивайте кроху о жизни в детском саду, не ленитесь, эмоционально реагируйте на его рассказы.
Желательно выучить имена детей из группы (например, по виньетке), спрашивать воспитателя о пройденном дне, не боясь быть назойливыми, чтобы было о чем поговорить с ребенком вечером.
Можно оставить фотоаппарат воспитателю, чтобы потом, вместе с ребенком беседовать, рассматривая фотографии.
Рассказывать нужно и о родителях – кроха должен знать, что мама и папа тоже заняты, чем они занимались в течение дня.
В заключение хотелось бы сказать, что только мама способна почувствовать своего ребенка и понять, как поступить, где поддержать, а где проявить волю. Желаем вашим деткам чутких и понятливых воспитателей; спокойной, быстрой адаптации к детскому саду, без стресса и слез.