Кроме того, штатив может вращаться вокруг своей оси на 360°, что дополнительно расширяет возможности станка.
В этой модели использован штатив с подъемным механизмом и кронштейном от фотоувеличителя УПА. Остальные детали увеличителя снимаются.
В качестве привода применен двигатель с реостатом от швейной машины «ТУЛА» типа ШЭ-1, мощностью 18 Вт и скоростью вращения 4000 об/мин. Небольшая мощность двигателя компенсируется значительным передаточным отношением на шкивах, поэтому момент на валу вполне достаточен для сверления отверстий диаметром до 6 мм в черных и цветных металлах. Патрон для сверл до 6 мм взят от ручной дрели.
1 | Вал | 1 | Сталь |
2 | Шкив малый ведомый | 1 | Дюраль |
3 | Шкив большой ведомый | 1 | —»— |
4 | Втулка | 1 | Сталь |
5 | Гайка | 1 | —»— |
6 | Кронштейн | 1 | —»— |
7 | Уголок | 1 | —»— |
8 | Шпилька | 2 | —»— |
9 | Скоба | 1 | —»— |
10 | Корпус | 1 | —»— |
11 | Подшипник 60029 | 2 | —»— |
12 | Шпонка 3x4x20 | 1 | —»— |
13 | Гайка М8 | 1 | —»— |
14 | Шайба пружинная 8 | 1 | —»— |
15 | Винт М6 | 1 | —»— |
16 | БолтМ8 | 2 | —»— |
17 | Кронштейн Фотоувеличителя | 1 | —»— |
18 | Опора* | 1 | Дерево |
19 | Шкив ведущий* | 1 | Дюраль |
* — на сборочном чертеже не показано. |
Из чертежей видно устройство самодельного сверлильного станка. Уголок (7) со шпильками (8) болтом М8 (16) крепится к подъемному механизму фотоувеличителя (17) (вместо снятых деталей фотоувеличителя).
Корпус (10) вставляется в кронштейн (6) и фиксируется гайкой (5). Затем в корпус с обеих сторон вставляются подшипники (11). Обратите внимание, что примененные подшипники имеют защитную шайбу. Устанавливать их в корпус следует шайбой наружу. Далее корпус нанизывается на вал (1), затем на вал одевается втулка (4) и оба шкива (2, 3). Все это затягивается гайкой М8 (13) до исчезновения люфта в подшипниках, при этом вращение вала должно быть легким, без рывков и перевалов. Чрезмерная, как и слабая затяжка нежелательны.
Собранная конструкция прикручивается болтом М8 (16) к уголку (7) под необходимым углом путем совмещения пары шпилек уголка (7) и соответствующей пары отверстий в кронштейне (6).
На вал двигателя надевается шкив (19). К корпусу двигателя на четырех винтах МЗ крепится скоба (9), которая, в свою очередь, закреплена винтом М6 (15) к кронштейну (6).
Прорезь в скобе служит для удобства натяжения ремня.
Двигатель и реостат соединяются как в швейной машине. Параллельно реостату подсоединяется выключатель, который позволяет включить станок, шунтируя реостат.
Для повышения прочности конструкции к внутренней стороне крышки чемоданчика прикручивают на винтах М5 опору (18) из стального листа.
Сверлильный станок готов к работе.
Разбирая станок для хранения, необходимо лишь открутить кронштейн от уголка, снять скобу с двигателем и вынуть штатив из гнезда в крышке.
Все детали прекрасно умещаются в чемоданчике. Применение более мощного двигателя (90 Вт, 6000 об/мин) позволит использовать сверла диаметром до 9 мм. При этом на валу вместо резьбы М10х1 протачивают конус под соответствующий патрон.
Примечание: При изготовлении деталей сверлильного станка особое внимание следует уделить корпусу и валу, т.к. от качества их изготовления будет зависеть амплитуда биения вала станка при сверлении и фрезеровке. Чтобы максимально уменьшить биение, необходимо установить подшипники с минимально возможным зазором или небольшим натягом, а при обработке посадочных поверхностей корпуса и вала под подшипники должна быть обеспечена их соосность.
Ременную передачу в целях безопасности рекомендуем закрыть съемным защитным кожухом.